Стерпится-слюбится?

0
246

Не думаю. Многие аспекты жизни нашего общества на данном этапе происходят под этим лозунгом. Люди стараются воспринимать жизнь как она есть, а учатся в основном тому, что сиюминутно и очевидно отвечает жизненным интересам. Прагматизм и целесообразность стали угрожающе популярны. Однако не следует забывать, что человека отличает от животного отнюдь не возможность наесться досыта или продолжить род свой всласть. Литература, музыка, живопись, наука… Одним словом, – образованность. По моим наблюдениям, а я имею возможность по роду своей деятельности проводить такой анализ, резко упал образовательный ценз наших соотечественников. Причём, как правило, люди после сорока очевидно выгоднее отличаются от двадцатилетних не только естественно мировоззренчески, но и способностью к суждениям и, кстати, к обучению. Боюсь, что мы сползаем в ямку, в которой западное общество совсем, между прочим, не счастливо пребывает. Образование становится уделом тех, кто может себе это позволить.

Если взять, к примеру, способность к  общению в различных ситуациях, мировоззренческая бедность сужает возможности коммуникации. Поэтому при обучении английскому частенько приходится всё большее внимание уделять проблеме не только как сказать, но и что. Кстати, популярный Британский тест IELTS весьма требователен к общей образованности тестируемого. Осведомлённость слушателя с разнообразными аспектами жизни общества, науки, искусства  делает Вашу речь богаче, а эмоциональная окраска  делает её разнообразней и естественней.

Хотелось бы немного остановиться  на технологии изучения языка. Мне совсем не нравится заметный налёт снобизма при освещении некоторыми западными специалистами методики изучения английского у нас. К нам как-то приехала американка, эмигрировавшая в США несколько лет назад. Она сказала, что пыталась обучаться там  на курсах, но не смогла из-за перенасыщенности курсов студентами разных стран и излишнем академизме в подходе к обучению у учителя. Не хочу грести под одну гребёнку всех, дабы не обидеть хороших специалистов там.

Наверняка, есть на западе хорошие специалисты, не встречал, правда, однако, считаю, что и мы не лыком шиты. Жизнь заставила взглянуть на обучение английскому пристальнее с точки зрения интенсивности и результативности. Хочу обратить внимание своих коллег на систему тренинговых занятий, которая успешно апробируется уже в течение 6 лет.  Лет 10 назад дочка меня попросила: «Пап, выучи со мной стихотворение». Взяв за основу подобный принцип обучения совместно с мозговыми штурмами, поддерживая на занятии атмосферу приподнятости, юмора, я бы сказал, клубности, я получил результат, о котором не мог и мечтать. Люди сдают на 5-7 баллов IELTS за 14-18 месяцев с 0. Думаю, что в условиях тотальной занятости многих наших слушателей тренинг является, пожалуй, единственной эффективной возможностью за достаточно короткий срок изучить язык. Высокий темп работы, точное определение целей обучения, достижение результата на самом занятии повышает эффективность в три-четыре раза. При этом нет необходимости в самостоятельной работе обучаемого. Любопытно, что такой подход  не утомляет людей после трудового дня, скорее, наоборот, снимает напряжение, а успешность обучения возбуждает оптимизм и уверенность в своих силах.

Мне кажется, многим учителям английского стоит пересмотреть традиционные, весьма тяжеловесные и долговременные программы, к тому же, частенько безрезультатные. Умение вычленить первостепенное, сделать курс мобильным, результативным на уроке – веяние времени. К сожалению, зачастую вред от бесплодного изучения иностранного языка невосполним. Человек, разочаровавшийся в своих возможностях – это тяжкий грех учителя. Принцип «не навреди» касается и учителей не в меньшей мере, чем медиков. Тем более что английский на сегодняшний день во многом судьбоносен.

Да, языку мы учимся всю жизнь. Но Вы видели, как взлетает Боинг?! Давайте наденем на ученика такие же крылья. А уж тягой придётся быть нам, учителям. Декларативность профессии учителя отнюдь не благоприятствует его сотрудничеству с учеником, а зачастую приводит к их отчуждению. Образ же тренера гораздо ближе обучаемому, ответственность становится обоюдной, а тезис «нет плохих учеников, есть плохие учителя» — становится очевиден.

Я понимаю, что такого уровня специалистов трудно вырастить в масштабах страны. Однако многое зависит от концепции обучения, программ и целей. Думаю, что настало время к диалогу частного и государственного образования. От этого выиграют все. Не стоит все сводить к финансовым вопросам. При любой зарплате школьный учитель не будет работать лучше, если не будет знать, как и что делать. А от того, что мы будем закрывать глаза на проблемы, боюсь, потери могут быть невосполнимы. В послевоенные годы, когда не хватало техники для обслуживания колхозов, создали сеть МТС на несколько хозяйств. Может быть, настало время создания  специализированных учебных центров, обслуживающих несколько школ, концентрируя в них специалистов высокого класса. Причем, думаю, можно будет обойтись без особых финансовых вливаний. Есть такая идея.

Многое зависит, конечно, и от государственных людей, их желания что-либо изменить, пока не поздно. Безысходность школьных программ в обучении английскому – удручает. Не надо забывать, что вступать в ОБСЕ нужно с людьми, которые уже живут на Украине, и общаться с цивилизованной Европой им придется на английском или … не придётся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here